Оформление статьи по ГОСТу с примерами

Публикация научной статьи – результат, к которому стремятся многие научные работники. И бывает очень обидно, когда публикация срывается в последний момент.

Чтобы не столкнуться с подобной «несправедливостью», стоит подробнее узнать, в чем заключается оформление научной статьи по ГОСТу.

Какими документами регламентируется оформление научной статьи

В российском государственном стандарте нет отдельного ГОСТа для оформления научной статьи. Общепринято при подготовке статьи к публикации использовать ГОСТы, предназначенные для издательской и библиотечной деятельности. Их немало, каждый из ГОСТов регламентирует оформление отдельного типа статьи или ее структурного элемента.

Наиболее часто приходится обращаться к следующим нормативным документам:

  • ГОСТ 7.32-2017 – разъясняет структуру и правила оформления отчета по научно-исследовательской работе (в том числе и по проектно-конструкторско-технологических работах);
  • ГОСТ Р 7.0-2016 – знакомит с особенностями требований, предъявляемых к организационно-распорядительным документам (уставам, инструкциям, распоряжениям, договорам и пр.), особое внимание уделяется правильному оформлению реквизитов;
  • ГОСТ Р 7.05-2008 – устанавливает требования для правильного составления библиографической ссылки;
  • ГОСТ 7.82-2001 – описывает правила для составления библиографического описания различных электронных ресурсов, в том числе и их структуру;
  • ГОСТ Р 7.0.100-2018 – регламентирует правильное составление и оформление библиографического описания ресурса (в том числе его части или группы ресурсов), особое внимание уделяется корректной расстановке предписанной пунктуации, в роли которой выступают знаки препинания и отдельные математические знаки.

Технические требования к оформлению

Подавляющее большинство издательств не выдвигают особых требований к оформлению текста. В подобных случаях стоит воспользоваться стандартными правилами, которые сведены в единый список из разных ГОСТов:

  1. Набор текста в текстовом редакторе Word. Если работа выполнена в другом редакторе, лучше скопировать ее в Word, проверить форматирование и сохранить в формате с расширением doc или docx.
  2. Шрифт - Times New Roman, размер – 12 или 14, интервал – 1,5.
  3. Параметры страницы: формат А4 с книжной ориентацией; размер полей: левое – от 30 мм, правое – от 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
  4. Нумерация страниц – сквозная, только арабскими цифрами, в нижней части листа, выравнивание применяется «по центру».
  5. Величина абзацного отступа – 12-15 мм.
  6. Основной текст выравнивается «по ширине», заголовок – «по центру».
  7. Единицы измерения указываются в системе СИ, в роли разделителя в десятичных дробях выступает только «точка» (например, 3.14).
  8. Аббревиатуры и сокращения, встречающиеся в статье, необходимо расшифровывать при первом их упоминании.

При подготовке статьи для конкретного научного журнала следует ознакомьтесь с требованиями издательства. При наличии противоречий с вышеперечисленными правилами приоритет имеют требования, выдвигаемые издательством, их и необходимо придерживаться.

Текстовые редакторы, где можно оформить статью

Для человека, который пишет статью или книгу, выбор текстового редактора является очень важным моментом, поскольку некоторые из редакторов могут существенно облегчить непростую работу писателя, а некоторые – осложнить, а то и сделать бесполезной.

Большинство авторов пользуется старым, давно проверенным текстовым редактором Microsoft Word. Он прост, интуитивно понятен, содержит множество инструментов для форматирования и все необходимые механизмы для облегчения работы по написанию «сложного» текста (многооконный режим, возможность создания или вставки любых графических элементов, ссылок, сносок и пр.). К тому же его можно бесплатно установить на большинство имеющихся платформ.

Среди «минусов» программы можно выделить два:

  1. Разнообразие функционала часто отвлекает от работы с самим текстом. Приходится часто останавливаться, чтобы исправить засветившуюся опечатку, «поиграть» с выделениями или шрифтом.
  2. Встроенная программа проверки орфографии и пунктуации далека от совершенства. И если собственная грамотность автора оставляет желать лучшего, возникает необходимость дополнительной проверки текста в специальных программах типа Главреда или Орфограмки. В случае, когда текст требует внесения исправлений, может уйти довольно много времени на «перетаскивание» исправленных кусков из одной программы в другую.

Альтернативных текстовых редакторов множество, но у каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Прежде чем остановить свой выбор на одном из них, стоит подробнее изучить их особенности. 

  • Google Документы. Главные достоинства – голосовой ввод, автоматическое сохранение текста при неожиданном отключении питания, наличие истории правок, возможность уточнить значение слова, не запуская для этого отдельный поиск.
  • LibreOffice Writer. Увлечет большим разнообразием стилей форматирования, наличием функции автозавершения, позволяющей не вводить слово или фразу полностью, а выбрать из предлагаемых программой вариантов.
  • Линейка редакторов Room (WriteRoom, DarkRoom, PyRoom…). Минимализм интерфейса, практически пустой экран с полным отсутствием раздражающих элементов, предназначенных для форматирования. Работа с текстом идет с помощью клавиатуры, не требуя наличия мышки. Привыкнуть к этому редактору непросто, но для авторов, не любящих терять сосредоточенность, наиболее подходящий вариант.
  • Scrivener. Имеет множество функций, которые при первом знакомстве могут показаться лишними и даже мешающими, но стоит в них разобраться, остальные редакторы начнут казаться несовершенными. Например, появится возможность одновременно редактировать два документа в одном окне.
  • FocusWriter. Минимум элементов интерфейса, возможность установить фоновую картинку под текст для создания соответствующего творческого настроения, наличие возможности установить план работы на день и следить за его реализацией. Интересный вариант для тех, кому иногда приходится заставлять себя работать.

На каком бы текстовом редакторе вы ни решили остановить свой выбор, следует обратить внимание на наличие двух функций:

  1. Возможность скопировать статью без потери форматирования.
  2. Возможность перенести текст в текстовый редактор Word, поскольку большинство издательств требует, чтобы статья была создана именно в этом редакторе.

Оформление структурных элементов

Если издательство не выложило свой список требований для оформления структурных элементов статьи, можно воспользоваться стандартными правилами.

Заголовок научной статьи

Заголовок должен быть информативным и максимально соответствующим содержанию статьи. В то же время формулировать его необходимо кратко и лаконично. Оптимальный размер заголовка для научной статьи – 10-12 слов.

Набирается он полужирным шрифтом, выравнивается по центру страницы, точка в конце заголовка НЕ ставится. Большинство издательств отдельным пунктом прописывают требования к оформлению заголовка, поскольку часто хотят видеть и английский вариант названия, требование актуально даже для тех случаев, когда сама статья на английский язык не переводится.

oformlenie-nauchnoj-stati

Аннотация и ключевые слова

Аннотацию (сжатое изложение сути статьи) и ключевые слова (для поиска статьи в базе публикаций) многие издательства также запрашивают на двух языках. Сначала располагается русский вариант (аннотация), затем английский (abstract). Рекомендуемый объем аннотации 600 слов, количество ключевых слов чаще всего – 5-6.

Требования к оформлению аннотации и ключевых слов те же, что и для основного текста. Единственное отличие – абзацный отступ не используется. Ключевые слова располагаются в новой строке после аннотации, английский набор (keywords) вставляют после русского, отделяя от него с помощью «точки с запятой».

oformlenie-stati-po-gostu

Графические материалы, таблицы, формулы

Графический материал (таблицы, диаграммы, рисунки), используемый в статье, должен быть абсолютно уникальным, пронумерованным и иметь свое название. Неважно, где расположены графические данные (в самом тексте или вынесены в Приложение), в статье обязательно должны присутствовать ссылки на них.

Таблицы необходимо располагать по центру страницы, подписывать сверху. Границы таблиц можно как обозначить, так и скрыть. Текст внутри таблицыы оформляется в том же стиле, что и основной текст статьи, но выравнивается он внутри ячеек «по правому краю». При переносе таблицы на вторую страницу необходимо продублировать название (при переносе строк) или приписать «Продолжение таблицы» (если перенесены не вошедшие на первую страницу столбцы).

trebovaniya-k-oformleniyu-stati-na-sajt

Рисунки, диаграммы и схемы располагаются по центру листа, название – под изображением, набирается оно обычным шрифтом.

Математические формулы прописываются в тексте с помощью редактора формул. Каждая вписанная формула должна иметь номер (прописывается курсивом, в круглых скобках, справа от формулы) и подробную расшифровку: после формулы проставляется запятая, пишется союзное слово «где» и прописывается каждое значение. На формулы обязательно должны быть ссылки в основном тексте, они проставляются курсивом, в круглых скобках и в сопровождении определяющего слова. Пример: согласно формуле (12).

oformlenie-teksta-stati

Ссылки и сноски

Ссылки и сноски размещаются сразу после слова, выражения или цитаты, которые они расшифровывают.

Сноски в тексте обозначаются звездочкой (*). Если сноска на странице единственная, нумеровать ее не нужно, если несколько (разрешено не более трех сносок на странице) – нумерацию производят арабскими цифрами без точки после цифры. Текст сноски должен быть коротким и емким, если возникла необходимость в объемной расшифровке, лучше оформить ее отдельным приложением к основному тексту.

Ссылки в тексте оформляются в виде цифр в квадратных скобках. Источник (книга, сайт), на который ссылается автор, в списке ссылок в конце работы должен иметь тот же порядковый номер. Если возникла необходимость сослаться на конкретную страницу работы, она проставляется после номера ссылки, отделяясь от нее запятой: [8, c.52].

Список используемой литературы

Оформление списка используемых источников – очень кропотливый труд, в котором легко допустить ошибку. Для безупречного оформления необходимо тщательно изучить ГОСТ Р 7.05-2008, регламентирующий все тонкости составления библиографического описания. Из основных правил следует помнить следующие:

  • порядок расположения источников – по алфавиту, по фамилии автора, если авторство не указывается (сборник или альманах) – по названию;
  • нумерация – сквозная, должна быть в обязательном порядке;
  • различные источники располагаются в строгом порядке: российские издания, иностранные издания, электронные ресурсы.

Приложения

В приложения обычно выносятся материалы статистического или справочного плана, на каждый из них должна быть ссылка в основном тексте статьи. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

  • каждый приложенный материал нумеруется либо с помощью арабских цифр, либо с помощью букв латинского алфавита (кроме букв I, O), либо с использованием букв кириллицы (исключение –  буквы Й, Ы, Ю, Ъ, Ь);
  • размещение каждого материала начинается с новой страницы;
  • нумерация страниц приложения является продолжением нумерации основной работы.

Наличие приложения для научной статьи не является обязательным условием, но оно косвенно указывает на глубину изучения темы автором, поэтому воспринимается как положительный момент любого научного труда.